«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан...»
Портрет Ольги узнать не сложно, и не только тем, кто хорошо помнит «Евгения Онегина». Пушкин и сам признается в тривиальности образа: «...но любой роман / возьмите и найдете верно / ее портрет...» Все дело в том, что Ольга — это пародия на романтических героинь XVIII-XIX веков. Судьба их в литературе того периода — либо удачный брак, либо смерть.
«Обручив» ее с Ленским, а затем выдав за проезжего улана, Пушкин иронизирует над подобными женскими образами, показывая, что они вполне могут быть пошлыми и приземленными. Впрочем, как и образ поэта Ленского, который, если бы не погиб, вполне возможно, «В деревне, счастлив и рогат, / Носил бы стеганый халат».
Но таким отношение к Ольге было не всегда. Как показал востоковед Игорь Дьяконов, считавший пушкинистику своим хобби, в первых черновиках именно она была главной героиней, а о Татьяне не шло и речи. В 1823 году, когда у романа только появился план, Пушкин еще был очарован романтическим идеалом. И его Ольга (прототипом послужила сестра поэта Ольга Пушкина) была полным воплощением традиционной литературной героини: белокурое и прекрасное дитя бедных, но благородных родителей, возросшее в деревенской глуши, далекое от светской суеты и притворства. Но поэту тяжело давался «обычный» образ:
«Вернувшись к строфе XXIII, Пушкин дошел до окончательного суждения о портрете Ольги-блондинки («надоел он мне безмерно») и затем, опять уверенной рукой, дописал строфу до конца: «... Я И новый карандаш беру Чтоб описать ее сестру».
«Об истории замысла „Евгения Онегина“», И. М. Дьяконов
________
Онегин и Ольга Ларина на балу
Художник: Е. П. Самокиш-Судковская. 1908 год
#interesting@averinaclub